Концепция воспитательной работы

Концепция разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011г. № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования», и другими законодательными актами, регулирующими воспитательную работу в образовательной сфере.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

С целью создания единой централизованной системы воспитательной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в ФГБОУ ВПО СПбГАУ   разработана настоящая Концепция воспитательной работы, ставшая составной частью единой системы.

Концепция содержит цели, задачи, направления воспитательной работы; модель личности специалиста – выпускника СПбГАУ; систему организации воспитательной работы; формы, методы и средства воспитательной деятельности; систему оценки состояния и показатели эффективности воспитательной работы; обеспечение реализации концепции; основные направления расходов на воспитательную деятельность.

 1. Воспитательная работа в СПб ГАУ

Воспитательная работа в СПбГАУ проводится как с контингентом студентов, находящихся на бюджетном финансировании, так и с контингентом студентов, обучающихся с полным возмещением затрат. Воспитательная работа проводится со студентами, обучающимися на всех ступенях обучения, определённых Федеральным Законом «Об образовании». Молодёжная политика является неотъемлемой частью воспитательной работы и проводится в интересах развития молодых специалистов, обучающихся и работающих в СПбГАУ.

Главная цель СПбГАУ – подготовка конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, человека и гражданина – носителя великой русской культуры и отечественных традиций, обладающего качествами и свойствами, востребованными в  условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые  цели, способствующие развитию экономики страны.

Главная задача воспитательной работы – в воспитательном пространстве вуза создать и поддерживать такую воспитывающую систему, которая, под управляющим воздействием воспитывающей среды, и при непосредственной мотивации студентов, приведет к  максимальным результатам воспитательной работы, достижению целей всех участников воспитательного процесса.

В основе воспитания лежит активная помощь студенту в выборе здоровых жизненных ориентиров через формирование основ мировоззренческой безопасности в условиях глобализации и поведенческий подход, суть которого состоит в признании того, что  актуальные потребности побуждают  человека к определенным действиям. Целью поведенческого отхода в воспитании является оказание  помощи студенту в осознании его возможностей, развитии  творческих способностей на основе применения управленческих методов, концепций поведенческих наук. Одним из принципов работы является принцип «ровесник – ровеснику», позволяющий формировать систему студенческого самоуправления и социализировать, молодёжь. Развитие форм студенческого самоуправления является одной из приоритетных задач построения системы воспитательной  работы в СПбГАУ.

Практическая цель воспитания сводится к формированию жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей гражданской активностью, целеустремленностью и предприимчивостью. Воспитательный процесс ориентирует на повышение конкурентоспособности за счет повышения качества (качеств, уровня качества). Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности воспитанника через приобретение им следующих качеств и свойств: способности, потребности, ценности, интересы, целевые установки, планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, сознание, мировоззрение, нравственность.

Лидерские качества, харизма и способность к максимальному результату без ущерба обществу – положительный эффект воспитывающего воздействия.

Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющие воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на воспитывающую среду, с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Следование за интересами и потребностями личности студента составляет основу гуманистической педагогики воспитательного пространства вуза. Интерес и воля – механизмы включения личности в преобразовательную деятельность. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, мы стимулируем интерес и потребность личность в сопричастности, возникает потребность  в  познании, самоанализе, признании. Проектируется приемлемые ценностные ориентиры, формирования себя как специалиста, духовного, нравственного и интеллектуального развития. Таким образом, активизируется деятельность  студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию, через механизмы воздействия на него как субъекта системы воспитания вуза и воспитывающую среду института. 

Воспитательная работа в СПбГАУ является  частью единого образовательного процесса.

Цели воспитания  и задачи воспитательной работы реализуются:

  • в образовательном процессе;
  • во внеучебное время;
  • в учебном процессе.

 2.     Направления воспитательной работы

2.1. Формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей:

  • формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа;
  • формирование и развитие духовно-нравственных ценностей;
  • создание условий для осознания и присвоения личностью сущности и значимости гражданско-патриотических ценностей;
  • формирование системы правовых знаний;
  • формирование системы эстетических и этических знаний и ценностей;
  • формирование у студентов установок терпимости к поликультурным и многонациональным традициям, неприятию экстремизма;
  • формирование у студентов потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей  ценности и главному способу достижения жизненного успеха.

2.2. Духовно нравственное воспитание:

  • формирование и развитие системы  духовно-нравственных знаний и ценностей;
  • реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в  учебной, производственной и общественной деятельности;
  • формирование у  студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей.

2.3. Патриотическое воспитание:

  • повышение социального статуса  патриотического воспитания студенческой молодежи;
  • проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию;
  • повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в вузе на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.

2.4. Формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни: 

  • организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни,   проведение всевозможных межфакультетских  соревнований;
  • пропаганда здорового образа жизни, профилактика курения, употребления алкоголя, наркозависимости и других вредных привычек.

2.5. Формирование конкурентоспособных качеств:

  • повышение  мотивации  самосовершенствования студентов;
  • формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение;
  • формирование качеств социально-активной личности;
  • навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел. 

2.6. Психологическая поддержка:

  • проведение мероприятий первичной психологической поддержки студентов;
    • проведение психологических тренингов;
    • проведение психологического тестирования студентов;
    • повышение морально-психологической устойчивости обучающихся.

2.7. Работа с иностранными студентами:

  • адаптация иностранных студентов к условиям обучения и проживания в СПбГАУ;
  • формирование межкультурного общения и взаимодействия;
  • знакомство с историей и традициями России;
  • построение отношений на принципах дружбы народов.

 3.     Модель личности специалиста – выпускника СПб ГАУ

Студенты, получившие высшее профессиональное образования в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, становятся специалистами широкого профиля. Обладают большим жизненным потенциалом,  высоким уровнем духовного и нравственного развития, мировоззрением, качествами и свойствами специалиста, позволяющими  максимально проявить себя  в труде, занять достойное место в жизни, достигать личные цели, принести пользу обществу и государству.

Выпускник СПбГАУ должен обладать следующими компетенциями:

  • обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам;
  • иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали;
  • уважать Конституцию, государственную символику и законы Российского государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;
  • быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке; 
  • обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;
  • иметь потребность в достижениях и самостоятельном принятии решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;
  • обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности, профессиональной и социальной мобильностью;
  • уметь сочетать свои интересы с интересами общества;
  • уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам;
  • обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

 4.     Организация воспитательной работы в СПб ГАУ

Воспитательная работа в вузе реализуется на следующих уровнях: на уровне вуза, факультета, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений вуза.

На уровне вуза:

4.1. Организацию и контроль внеучебной работы в вузе осуществляет  проректор по воспитательной работе и безопасности.

4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в вузе создаются:

  • Отдел воспитательной работы и молодёжной политики, как структурное подразделение вуза; 
  • Институт заместителей деканов факультетов и помощников директоров институтов по воспитательной работе; 
  • Комиссия Ученого Совета по воспитательной работе;
  • Институт кураторства;
  • Институт студенческого самоуправления.

4.3. Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.

На уровне факультета/института:

4.4. Для координации и организации воспитательной работы на факультете на сотрудников СПбГАУ из числа профессорско-преподавательского состава возлагаются функциональные обязанности заместителя декана (помощник директора) по воспитательной;

На уровне кафедры:

4.5. Для координации и организации внеучебной работы на кафедрах назначаются кураторы студенческих групп из числа профессорско-преподавательского состава, сотрудников института.

На уровне учебной группы:

4.6. Для организации внеучебной работы с академической группой на основании распоряжения декана факультета (директора института) по представлению заведующего выпускающей кафедрой закрепляются функции куратора академической группы, организация работы которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторе. На собрании учебной группы избирается актив группы во главе со старостой.

4.7. Институт студенческого самоуправления представлен следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений: 

  • Студенческий совет СПб ГАУ;
  • Аспирантский совет;  
  • Совет иностранных учащихся; 
  • Студенческие советы на факультетах;
  • Студенческие советы в общежитиях;
  • Редакция студенческой многотиражной газеты «Университет земли»;
  • Совет старост учебных групп;
  • Студенческие творческие организации (научные, художественные, общественные, по интересам);
  • Студенческие организации в области молодёжной политики.   

 5.     Методы, формы и средства воспитательной деятельности

Методы воспитательного воздействия включают в себя методы воздействия субъекта на объект в системе воспитания, а также путем воздействия на среду воспитания. К первым относятся:

  • методы побуждения к активным действиям (поощрение, стимулирование, повышение социальной значимости, сила положительного примера и т.д.);
  • методы принуждения – законодательство, нормативные требования, регулирующие отношения между объектом и субъектом воспитания (вузом и студентом), директивные указания, распоряжения, приказы;
  • методы убеждения – те, которые базируются на мотивации поведения через потребности. К ним относятся методы морального стимулирования качественного выполнения работы (достижение высоких результатов в учебе и жизни), в установленные сроки и оптимальными способами.

В воспитательной системе СПб ГАУ используются несколько уровней общеуниверситетских форм организации воспитательной деятельности:

5.1. Первый уровень культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия.

К ним относятся: мероприятия в масштабах университета, района, города.

5.2. Второй уровень – групповые формы.

К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений.

5.3. Третий уровень – индивидуальная  личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

  • индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;
  • разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;
  • работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере искусства и т. п.) и конкурсов;
  • индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей и аспирантов;
  • работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов; 

5.4. Четвертый уровень – проведение молодёжной политики на уровне региона и государства:

  • проведение молодёжных межрегиональных и всероссийских мероприятий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
  • организация и участие в межрегиональных, всероссийских и международных молодёжных проектах;
  • участие в межрегиональных, всероссийских и международных молодежных конкурсах;
  • создание единого молодёжного информационного пространства аграрных вузов.

 6.     Система оценки состояния и показатели эффективности воспитательной работы

6.1. Проректор по воспитательной работе и безопасности отчитывается на Ученом Совете университета не реже одного раза в год.

6.2. Ежемесячные планы по воспитательной работе согласуются с проректором по воспитательной работе и безопасности и утверждаются ректором университета.

6.3. В начале и в конце учебного года организуется проведение социологических опросов «Мониторинг проблем первокурсников». Ежегодно организуется проведение социологических опросов «Состояние учебной и воспитательной работы» среди студентов института, факультета, на основании которого корректируются планы воспитательной работы.

6.4. Система оценки воспитательной работы на факультетах и в институтах определяется соответствующим положёнием.

6.5. Показатели эффективности воспитательной работы включают в себя:

  • степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы в вузе;
  • массовость и качество участия студентов в различных институтских, факультетских и университетских мероприятиях;
  • участие студентов в районных и городских мероприятиях в области воспитательной работы и молодёжной политики;
  • участие студентов в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях;
  • присутствие постоянной инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы, стремление к повышению качества проведения культурно-массовых мероприятий и мероприятий молодёжной политики;
  • отсутствие правонарушений среди студентов.

 7.     Обеспечение реализации концепции

7.1. Правовое обеспечение.

Правовые основы воспитательной работы со студентами в вузе находят свое подтверждение в правовых нормах и законодательных актах, которые дают учебным заведениям определенные академические права и свободы, в том числе и на правах самоопределения, организовывать специально процесс работы со студентами во внеучебное время.

7.2. Кадровое и организационно-управленческое обеспечение.

Для реализации Концепции необходимо постоянное повышение квалификации работников, занятых в системе воспитания на уровне вуза, факультета, группы, предоставление возможности и стимулирование научных исследований в области воспитательной работы со студентами.

7.3. Программно-целевое обеспечение.

Реализация Концепции, задач и направлений воспитательной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

7.4. Финансовое и материально-техническое обеспечение.

Основными источниками финансирования воспитательной работы являются:

  • бюджетные средства вуза и его подразделений;
  • поступления от спонсоров.

 8.       Основные направления расходов на воспитательную деятельность:

  • содержание аппарата управления воспитательной работой, организационно-методическое обеспечение его деятельности;
  • финансирование мероприятий, включенных в программу воспитательной работы и ежегодные планы работы университета;
  • развитие материально-технической базы структурных подразделений социальной сферы;
  • материальное стимулирование преподавателей и студентов, активно участвующих в воспитательной работе;
  • поддержка студенческих общественных организаций и инициатив.