 |
С.В. Выжевский
|
6 ноября 1796 года умирает императрица Екатерина II. На престол восходит её сын Павел Петрович. Энергичный, засидевшийся без настоящего дела сорокалетний император спешит реформировать жизнь страны. Прошлый период «бури и натиска», связанный с активностью Григория Потёмкина, давно закончен. Молодой фаворит постаревшей и отчасти выживающей из ума Семирамиды Севера — Платон Зубов мало что смыслил в государственных делах, которые, однако, всецело прибрал в свои руки. Повсюду показуха, распутство, расхлябанность и воровство. Павел начинает, естественно, с армии и с государственного аппарата.
Первое и главное здесь — наведение порядка и дисциплины. На всех этажах власти уходят в отставку «мёртвые души». Идёт поиск ответственных способных людей.
В армии принимаются новые уставы. С 500 тысяч человек она сокращается до 350 тысяч. Вводятся новая форма, новое вооружение, новые методы обучения новобранцев, прививаются новая военная тактика и стратегия. Командирам запрещается использовать солдат на посторонних работах. Из разорительного и расслабляющего постоя в домах крестьян они переводятся в казармы. Для заботы об их здоровье основываются госпиталя. В боеготовой компактной армии — залог сохранения территорий и спокойствия жителей. За четыре года правления Павла враг ни разу не ступает ногой на землю России.
В срочном порядке рассматриваются накопившиеся за многие годы нерешённые судебные дела. Методично ликвидируются пробелы в законодательстве. Это в первую очередь сфера Сената — высшего государственного органа, замещающего императора в рутинных актах — законодательных, судебных и административных.
Важнейшая сфера администрации — государственное хозяйство, экономика и аграрный сектор. Государственный долг, доставшийся сыну в наследство от матери, — три годовых бюджета. Экономика пока что развита слабо, большинство населения — крестьяне (городские жители составляли всего 6 %). В первую очередь от преуспеяния крестьян зависит богатство страны. В том числе и потому, что продукция аграрного сектора в те годы — основной предмет экспорта. Однако эффективность сельского труда заставляла желать лучшего: формы хозяйствования на большей части территории страны очень отсталые.
Надо отдать должное: Россия при Екатерине значительно приросла и землями, и населением. Но земли надо обживать (в том числе и исконные), а население — приподнять из бедности, а для того — обучить. Этот лозунг и ставится императором на повестку дня: не новые территориальные приобретения, а интенсивное осваивание уже имеющегося. Южные плодородные губернии пусты, и Турция мечтает их вернуть. Ещё Потёмкин в перерывах между войнами организовал масштабную кампанию переселения. Тогда государство трещало по швам. Угрозы не прекращались по трём основным направлениям: Турция (спор за Крым, причерноморские губернии, Кавказ, Молдавию), Пруссия (пересечение интересов в Польше и Прибалтике, недовольство союзом с Австрией, извечной соперницей прусских королей на стезе объединения Германии, России же для эффективной борьбы с Турцией Австрия была насущно необходима) и Швеция (традиционный противник на севере) были не прочь откусить каждая свой кусок. Ресурсов катастрофически не хватало. Плюс намечавшаяся престарелой императрицей экспансия в Персию и на Каспий, для чего нужно было наращивать присутствие на Волге. Переселялись прежде всего государственные крестьяне, затем — иностранные колонисты. Те же иностранцы — образованные и просто авантюристы — активно вербовались на государственную службу в различных отраслях. Но если ремесло военных и мастеров меньше было привязано к климату и природе, то насчёт основного земледельческого сословия этого сказать было нельзя. А чтобы хозяйствовать эффективно, нужны были конкретные знания.
Павел Петрович видел эти проблемы и пытался их разрешать не откладывая. Через четыре месяца после восшествия на престол, 4 марта 1797 года, из разрозненных ранее служебных присутствий он учреждает при Сенате особое подразделение (экспедицию) для управления делами государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства. Главное ведение над нею поручается генерал-прокурору Алексею Борисовичу Куракину, прекрасному организатору, племяннику Никиты Ивановича Панина, брату Александра Борисовича Куракина, ближайшего друга юности императора. В саму экспедицию вошли два сенатора — администраторы А. В. Храповицкий — бывший статс-секретарь Екатерины, известный примечательными записками, и П. П. Тарбеев, генерал-майор, кадровый военный, в 1784—1785 годах исполнявший обязанности губернатора Санкт-Петербурга. И четыре рядовых члена — А. А. Самборский, протоиерей Софийского собора в одноименном уездном городе — предшественнике Царского Села; 3. А. Хитрово — советник правления Заёмного банка; К. И. Таблиц, естествоиспытатель, ботаник, знаток южных областей России" , вызванный срочно в Петербург и назначенный помощником генерал-прокурора «по хозяйственной части», а также директор домоводства (заведующий администрацией земледелия и хозяйства казённых крестьян) Санкт-Петербургской губернии М. Татаринов. Правитель канцелярии В. А. Озеров, будущий знаменитый драматург.
Наряду с Карлом Ивановичем Габлицем, движущим мотором экспедиции был, несомненно, Андрей Афанасьевич Самборский. Он родился в 1732 году в семье священника на Слободской Украине. В 1765 году окончил курс обучения в Киевской духовной академии. Как раз в это время Екатерина II, недавно взошедшая на престол и ещё полная просветительских идей, задумывалась над преобразованиями в сельском хозяйстве. В том же 1765 году она приветствовала создание в России Вольного экономического общества с целью распространения среди народа полезных и нужных для земледелия и домостроительства знаний, изучения положения русского земледелия и условий хозяйственной жизни страны, а также положения сельскохозяйственной техники в западноевропейских государствах. Предполагалось, что сельские пастыри, как наиболее авторитетные люди в деревнях, смогут послужить проповедниками новых агрономических знаний. В рамках этой программы среди перспективных выпускников духовных училищ была отобрана группа молодых людей и отправлена в Англию, в первую очередь для изучения агрономии. Проведя пятнадцать весьма насыщенных разнообразной деятельностью лет на туманных островах и начав там путь священнослужения, Андрей Афанасьевич возвращается в Россию. В 1781 году в московской университетской типографии у Н. И. Новикова под редакцией С. Десницкого выходит «Описание практическаго аглинскаго земледелия, собранное из разных аглинских писателей Андреем Афанасьевичем г. Самборским, протоиереем, находящимся при Российском посольстве в Лондоне». Изложенные в книге идеи Самборский активно предлагает к повсеместному внедрению в российскую действительность и по возвращении в Россию участвует в Вольном экономическом обществе, где многие придерживаются схожих с ним взглядов.
Однако к моменту возвращения Самборского из Англии реформаторские идеи императрицей уже отставлены. В 1782 году Екатерина доверяет Самборскому другую важную миссию — сопровождать как духовнику в заграничном путешествии своего сына Павла Петровича и его супругу Марию Фёдоровну. По-видимому, именно тогда Андрей Афанасьевич находит общий язык с наследником российского престола и знакомит его со своими взглядами. По окончании путешествия, в 1783 году, императрица собственноручно возлагает на Самборского особенный крест из синей финифти, осыпанный бриллиантами, на голубой ленте. В марте 1784 года после своеобразного отпуска, проведённого на родине, следует новое назначение — духовником и законоучителем подрастающих великих князей Александра и Константина Павловичей. А 28 апреля 1786 года, когда двор переехал на летний сезон в Царское Село, Екатерина II дарит Андрею Афанасьевичу Белозерский путевой дворец, построенный ещё при Елизавете Петровне. Место отнюдь не случайное: в ближайших окрестностях строится новый собор города Софийска, в который отец Андрей уже несколько лет как назначен протоиереем.
В связи с передачей в доме произвели поправки и пристройки на казённый счет, выполнили работы по осушению прилегающей местности и установили решётчатый палисад длиной 55 саженей (110 метров), по-видимому, вдоль дороги из Царского Села в Павловское (ныне Павловское шоссе) и вдоль южной границы участка, где проходила тогда дорога на Тярлево. По северной и западным сторонам пожалованного участка был вырыт ров. Андрей Афанасьевич устроил здесь сад и рыбные пруды (один из которых сохранился до сих пор), он не отказался от усвоенных в Англии идей, а потому стремился создать образцово-показательную усадьбу и сам демонстрировал пахоту плугом. Впоследствии Самборский писал, что этот сад «от семи сот до тысячи может приносить доходу в год».
 |
А.А. Самборский |
Софийский собор, первым настоятелем которого стал Самборский, освятили 20 мая 1788 года в присутствии Екатерины, Павла, Александра и Константина, при этом отец Андрей, помимо протоиерейских обязанностей, не оставлял забот по духовному воспитанию подрастающих великих князей и, кроме того, нередко служил во дворцах.
Его занятия с подопечными не ограничивались законом Божиим. В летнее время, когда двор находился в Царском Селе, со своими высокими учениками Самборский совершал педагогические прогулки по полям вокруг Белозерки, объясняя Александру и Константину пользу земледелия, входил с ними в избы крестьян, знакомя с их бытом и нуждами. В 1789—1793 годах Андрей Афанасьевич принял участие в создании Александровой дачи, в разбивке и постройках которой отразилось первоочередное внимание к сельскому труду. В 1804 году, вспоминая об этом, Андрей Афанасьевич писал Александру, ставшему к тому времени императором:
«Время было для меня златое и драгоценное... Ваше Величество могли весьма ясно познать мою прямую систему религии евангельской и религии сельской, из которых происходят благонравие и трудолюбие, которые суть твердое основание народного благоденствия».
Воспитание Александра закончилось 10 мая 1793 года с обручением юноши, а в 1796 году в брак вступил Константин Павлович. На попечение же Самборского с 1794 года поступают их сестры — великие княжны — Александра, Елена и Мария.
С восходом на престол Павла Петровича выношенные Андреем Афанасьевичем идеи о сельском процветании России открывают себе путь к осуществлению. Мы помним, что 4 марта 1797 года в Павловске был подписан указ о создании Экспедиции государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, в которую вошёл и Самборский. Другим указом, подписанным в тот же день, Самборскому отдавались в вечное и потомственное владение в его родной Слободской Украинской (позже Харьковской) губернии, Изюмского уезда деревня Стратилатовка и деревня Каменка со всеми угодьями и Захарьевским лесом. А жило в этих деревнях более 500 душ крестьян. Как свидетельствует камер-фурьерский журнал, в этот же день в четверть 8-го часа утра Павел Петрович с Александром Павловичем отправился в Царское Село. Они вернулись в Павловск к 10 часам утра, чтобы присутствовать на разводе караулов. Есть основания предположить, что в данной поездке высокие гости навещали именно Белозерку А. А. Самборского.
В ещё одном указе от 4 марта об обязанностях, возложенных на вновь учреждённую экспедицию, забота об аграрном секторе сквозит наиболее основательно. Здравый смысл формулировок, доступный без каких-либо комментариев, поражает и сегодня.
« как по части сельского хозяйства различные подробности одними предписаниями без действительного опыта изъяснены и доказаны быть не могут, то под надзирательством Экспедиции учредить для желающих особенную школу, где преподаваться будут теоретические и практические в том наставления.
Равным образом приближение к совершенству в разных искусствах и фабричных работах (в те годы они были в сильной степени завязаны на сельское хозяйство.— С. В.) доказывается не одною только чистотою в отделке вещи или товара, но постепенным уменьшением истинной цены, во что самим обходится; в рассуждении чего желающие в той же школе обучаться могут новейшим изобретениям, полезнейшему распре делению работ и употреблению лучших машин, дабы сими средствами производя дешевле, лучше и скорее работу свою, могли вступить в совместничество с иностранными и достигнуть наконец до того, чтоб получить на свою сторону перевес».
А уже 30 апреля 1797 года император подписал указ «Об учреждении Школы практического земледелия». В соответствии с ним между Павловском и Царским Селом из дворцовых земель выделяется довольно большой участок, по форме близкий к треугольнику, с севера ограниченный Московскою дорогой (ныне Московское шоссе), с юго-востока — землями, относящимися к деревням Тярлево и Липицы, с юго-запада— дорогой в Павловск (ныне Павловское шоссе). Общая площадь — 252 десятины 1170 сажен (около 277,75 гектаров). Центральное место на данном участке со стороны дороги в Павловск занимала Белозерка.


Однако разработка серьёзного проекта потребовала времени. Только спустя десять месяцев, 20 февраля 1798 года, Павел Петрович скрепил резолюцией разработанные вышеуказанной экспедицией Положение об утверждаемой Практической школе земледелия и сельского хозяйства, ей штатное расписание, распорядок учебных программ, сочинённые архитектором А. А. Менеласом (ранее работавшим с Ч. Камероном и Н. Львовым) планы, фасады и примерные сметы школьным строениям.
Что же представляла собой школа, открывшаяся, по-видимому, в 1798 году? Вся её территория была поделена на четыре участка по числу главнейших частей в «сельском домоводстве»: 140 десятин отводилось под пашню, 25 — под сады и огороды, 25 — под усадьбу и пастбище для скотоводства, остальные 62 — под лес.
Основные строения намечались вдоль дороги на Павловск. Первой должна была бросаться в глаза ветряная мельница с хлебным амбаром и жилищем мельника. Она хорошо просматривалась как с дороги на Павловск, так и с Московского шоссе. Далее следовал участок, предназначенный для усадьбищ по скотоводству и хлебопашеству. На нём живописно разбрасывались скотные дворы, конюшня, молочня, больница для скота, птичня, кузница. Далее — жилище наставника в хлебопашестве, почти вплотную примыкавшее к усадьбе Самборского, рига и овины, Белозеркой должно было располагаться главное школьное здание со службами и мастерскими. За участком школьного здания ближе к Павловску начинались лесные участки, продолжавшиеся в сторону Гуммолосаровского ручья до деревни Тярлево и далее. Напротив Тярпева планировалось разбить сады и огороды.
Чтобы выяснить, чему же в школе учили, обратимся к тексту Положения.
К решению вопроса о хлебопашестве подходили наиболее деликатно. Особо подчеркивалось, что:
 |
А.Т. Болотов |
«Хлебопашество, так как обширнейшая и важнейшая часть в сельском хозяйстве, требует многоразличных наставлений, особливо в пространном Российском Государстве, заключающем в себе толь разнообразные местоположения, климаты и свойства земли; и потому не может оно здесь приведено быть в одну общую систему, но нужно приноровиться к к местному положению каждой провинции и соображаться с свойствами климата, качествами земли, со нравами и обычаями жителей. И так в преподавании по сей части практических наставлений главнейшим будет предлогом поправить и усовершить земледелие сколько возможно повсеместно, не отвергая все существуемыя в каждом месте уже правила. и вводят токмо вновь такие, кои удобно могут произведены быть я действо и повсюду признаны общеполезными».
Какие же цели достигались при практическом обучении хлебопашеству?
1. Как узнавать легчайшим образом род и качество земель, а особливо по дикорастущим на них растениям, по коим судить можно не только из чего состоит земля, но и к какому посеву может быть пригодна.
2. Доказать на самом опыте пользу разделения пашни на семь полей, и возможность такового ж заведения во многих местах России, и каким образом чрез посевные обороты можно избегнуть повсюду в России еще обычайного, но весьма вредного оставления под пар третьей части земли, лишающего Государство ежегодно третьей части своего обилия...».
Пункт второй — один из ключевых.
В значительной степени именно ради него и создавалась школа. Семь полей по двадцать десятин как раз и занимали большинство её территории. Идея о семиполье, однако, была коренная, российская, восходившая к работе А. Т. Болотова «О разделении полей», опубликованной в 1771 году в «Трудах» Вольного экономического общества. Серьезно занимаясь сельским хозяйством, Андрей Тимофеевич понимал, что оно нуждается не в частных улучшениях, а в решительной перестройке. Вот каким образом он представлял себе это:
«Сие исправление оного сельского хозяйства двумя разными средствами, или так сказать путями, производимо и потому двоякое быть может. Во-первых, когда частные вещи, касающиеся до разных частей сельского домостроительства, в лучшее состояние приводимы и недостатки в них исправляемы будут, во-вторых, когда исправление сие до всего домостроительства в обще касается и все оного основания переменяемо и в лучшее состояние приводимо будет».
Первый путь решения этой проблемы учёный видел во введении новых приёмов обработки почвы, удобрения полей, способов очистки семян, второй — в замене трёхпольной системы земледелия многопольной. Доказывая необходимость радикального изменения системы земледелия, Болотов писал, что для более высокого урожая озимых культур пар нужно пахать рано весной и всё лето поддерживать в чистом состоянии. Но при трёхпольной системе пар используется для выпаса скота и, если ввести чистые пары, скот останется без корма. Далее. Под яровые почву нужно пахать с осени, после уборки озимого хлеба. Однако при трёхполье жнивьё служит местом выпаса скота во второй половине лета и осенью. Стало быть, и раннюю осеннюю вспашку применять нельзя.
Ещё для удобрения полей не хватает навоза, так как при трёхполье даже ограниченное количество скота прокормить трудно. Учёный также отмечал, что луга дают значительно больший урожай сена, если «оные с самого начала весны заказывать» и производить укос отавы. Вместе с тем трёхпольная система вынуждает пасти скот по лугам и ранней весной, и после сенокоса.
Андрей Тимофеевич самым подробным образом анализировал перевод хозяйства от трёхполья к семиполью со следующим чередованием культур: пар удобренный, озимые, яровые «лучшие» (пшеница, ячмень, лён), яровые «худшие» (овёс, горох, гречиха), перелог.
«Всякий год приходиться будет из всех семи полей одно с озимым хлебом, одно с яровым лучшим, одно с яровым худшим, три поля в перелоге, а одно в пару... перелог будет передвигаться понемногу с места на место и обходить кругом селения, ибо в каждый год одно поле из него раздерется, распашется и убавится, а с другого конца вновь одно поле запустится и прибавится».
Эффективность перехода к многополью Болотов обосновывал не только агротехнически, но и с точки зрения организации хозяйства и сельскохозяйственной экономии. Он подробно рассчитал затраты труда и материалов на обработку одного и того же количества земли. Затем им была определена прибыль от всех видов продукции, подведён баланс прихода и расхода и рассчитана доходность каждой десятины при обеих системах земледелия.
Болотов утверждал, что увеличение производства зерна произойдёт, несмотря на сокращение площади посева, потому что три поля перелога позволят держать больше скота и, следовательно, получать больше навоза. А лучшее удобрение почвы обеспечит более высокий урожай. С другой стороны, содержание скота в весенне-летний период на перелогах не только позволит поднять его продуктивность, но и устранит необходимость использовать для выпаса луга. Травы получат возможность нормально развиваться и дадут более высокий урожай сена, что также увеличит запасы кормов. Кроме того, учёный подчеркивал: использование перелогов для выпаса скота будет способствовать накоплению в почве органических веществ и повышению её плодородия.

Двор наставника в хлебопашестве и рига для молотьбы хлеба
Однако до поры до времени эти разработки оставались теорией. Страшная раздробленность крестьянских наделов не давала проверить расчёты на практике. Кстати, во время первой неудачной попытки провести опыты на государственном хозяйстве Болотов разбил всё те же 140 десятин пашни на участки по 20 десятин!
Нетрудно догадаться, что и остальные идеи Болотова, активно сотрудничавшего на ниве сельскохозяйственного просветительства с Н. И. Новиковым, равно как и других членов Вольного экономического общества были широко востребованы в практической школе. Это видно из дальнейших пунктов её земледельческой программы:
«3. Какими способами вообще бесплодные земли обращены могут быть в плодоносные, как то: обсушиванием болот, вычищением лесов и другими различными средствами; також какие туки, смотря по свойству земли, для ее удобрения могут быть полезнейшие, предпочитая простые, естественные и к получению удобнейшие тем, кои требуют большего или труда, или иждивения, на пространных полях невыгодны, и не везде могут быть отысканы. При сем случае показано будет на опытах, сколько смешение разных пород земли соделывает поля плодородными, то есть: глины, песку, извести, алебастра и мергеля или рухляка, с другими землями по их приличности, дабы сей способ удобрения более был введен в употребление по разным частям Империи.
4. Какую землю, когда и как пахать, дабы ее по надлежащему к посеву приуготовить, и, употребляя известные лучшие орудия к распашке оной, объяснятся недостатки или несовершенства земледельческих орудий поныне в России употребляемых; каким образом они могут быть усовершены, или на какие другие способнейшие и полезнейшие должны быть переменены, соответственно свойствам земли тех мест, где должны употребляться, и, применяясь к местным обычаям жителей каждого края, возделывать землю лошадьми или волами; а которые из пахотных таковых орудий, в России уже употребляемых, найдутся не требующими поправки, те опытами утвердятся на дальнейшее употребление без перемены».
На пахотных орудиях нужно остановиться подробно. Находясь в Англии, Самборский чрезвычайно заинтересовался плугами, которые, по его разумению, должны были сменить традиционную в Россию соху. Но и здесь он был далеко не одинок. Вольное экономическое общество дважды, в 1773 и в 1791 годах, объявляло конкурс на создание лучшего плуга, пригодного в местных условиях.

План ветряной мельницы, хлебного магазина и жилища мельника
5. На какой земле какой посев хлеба лучше успевать может, не выпуская из виду влияния притом климата, дабы знать, какие роды хлеба с лучшим успехом на Севере, в средней части России и в полуденных странах высеваемы быть могут;
6. В чем состоит разбор семян, как различать их доброту, и сколь полезно переменять всегда чрез несколько лет семена одного места на семена других мест; как приуготовлять семена к посеву...; когда и как их сеять должно в различных климатах России, и какие где орудия для бороньбы, смотря по свойству земли, с лучшею пользою могут быть употребляемы;
7. Как предохранять посеянные поля от дурных трав, и как те поля от оных очищать;
8. Как узнавать в каждом месте настоящее время жатвы, дабы всякой род хлеба в свое время был убран; при чем объяснится порядок жатвы и успешнейший образ производства оной лучшими орудиями.
9. Как сушить и молотить хлеб выгоднейшим образом по разным местам Империи и соделать его прочным к сохранению на многие годы.
10. Как предохранить хлеб от вредоносных червей и насекомых на корню и в житницах, показав причины их зарождения и легчайшие способы к их истреблению.
11. И наконец какие растения и коренья могут с пользою разводимы быть на пашнях, под посев хлеба назначенных, кои служат к их удобрению, и к какому употреблению для человека и скота они могут быть пригодны, доказывая особливо на опытах пользу травосеяния, разведения искусственных лугов и образ кошения и сушения собираемого с них сена...».
Следующий параграф Положения посвящен садоводству. Предназначенная для этой цели земля была поделена на четыре части. На них размещались огород и три садовых участка — «экономический», «плодовитый» и увеселительный. Огород в свою очередь делится на две части:

План огородов: А - господского; В - сельского
«...Одна будет содержать в себе все обыкновеннейшие крестьянские овощи, как те, кои уже российским крестьянам известны и требуют токмо усовершенствования, так и другие еще мало им известные, но по общепризнанной пользе заслуживают быть размножены или вновь заведены, и таковой огород будет именоваться сельским; в другой же части будут произращаться всякие лучшие поваренные растения и разные зелени, крестьянами по большой части не употребляемые, и сей будет называться господским огородом...
В том и другом показаны будут на практике правила:
1. Как должно расположить место под огород назначаемое;
2. Как приуготовлять в них землю;
3. Как и чем, по различному ее свойству, ее удобривать и очищать от дурных трав, дабы потом менее было нужды полоть посеянные растения;
4. Какие гряды для какого растения потребны.
5. Как садить и сеять всякие овощи и зелени;
6. Как их окапывать, поливать и посредством искусства довести до совершенства в рассуждении величины, многородия и вкуса;
7. Как оберегать их от наносимого им вреда червями, и чем сих истреблять; -
и наконец
8. Как иногда те овощи собирать и сохранять впрок различным образом.
Надлежащие наставления, как делать парники и как их в различных местах, смотря по свойству климата, содержать, преподадутся в господском огороде...

"Проект" живой изгороди
Цель, для которой учредятся таковые огороды, состоит главнейше в том, чтобы с одной стороны распространить повсюду между крестьянами лучшее знание огородничества, а особливо разведения и размножения некоторых мало еще известных им овощей; а с другой стороны, чтоб искусство в произращении многочисленных поваренных растений учинилось обыкновенным во всем государстве: ибо поныне изобилуют ими одни почти столицы, а в прочих местах внутри Империи, за недостатком потребного к тому знания, те растения весьма еще редки».
Забота сквозит даже в мелочах. Вот, например, что писали об изгородях:
«Около обоих тех огородов так, как и около других частей школьной земли, сделаны будут живые изгороди из разных дерев и кустарников, и объяснятся различные способы к их заведению, дабы таковые введены были в употребление во всех частях России, где оное возможно, а чрез то оставлен бы был вкоренившийся повсюду у крестьян пагубный для лесов обычай делать тыны и заборы свои из жердей или хворосту плетневые».
Теперь перейдём к садам.
В «экономическом» предполагалось обучать на опыте и в теории разведению растений, употребляемых в сельском хозяйстве, на фабриках и мануфактурах (так сказать, сырьё для лёгкой промышленности), а именно: «конопли, льну (для выделки тканей.— С. В.), табаку, хмелю (понятно, для чего.— С. В.), крапу (марена, из корней которой делали красный краситель.— С. В.), вайды (использовавшейся для получения синей краски.— С. В.), церьвы (дикорастущая резеда, из нее изготавливали жёлтый краситель.— С. В.), сафрану (для оранжевого красителя.— С. В.), сафлору (красильный чертополох, из которого делали жёлтый, красный и оранжевый красители.— С. В.), ворсяных шишек (использовавшихся в «репейных щётках» для надирки на сукне ворсы.— С. В.) и других сим подобных, и для выделки кож употребляемых, також и таковых, коих пух заменить может хлопчатую бумагу, или из семян коих выделывается постное масло, как то: горчицы, репного семени и сезама или кунжута». Естественно, что на опыте обучали разведению только тех растений, которые произрастали в северном климате.
Отдельно предполагалось разводить врачебные цветы и травы, употребительные в домашнем быту: ромашку, шалфей, мяту, полынь и другие.
В «плодовитом» саду насаждались различные плодоносные дерева и кустарники, одни — на открытом воздухе, другие — в оранжереях, по поводу чего давались соответствующие наставления.
В увеселительном саду «разведутся разные дерева, кустарники, цветы и всякие растения, приносящие токмо удовольствие приятностию их вида или благовонием». Помимо правил их разведения, преподавалось также, «как располагать и делать дорожки, пруды, каналы, мосты, беседки и прочее к увеселительным садам принадлежащее, которых достоинство и совершенство состоит в искусном подражании красотам и приятностям природы».
Третья крупная отрасль — лесоводство. В теоретической части должно было изучаться всё, что касается видового состава лесов и его привязки к той или иной почве, обозревался жизненный цикл дерева, определялось, «которые дерева и в каких местах составляют корабельные, строевые и дровяные леса, и на какие другие изделия и домашние потребы они более или менее пригодны; також какую пользу вообще каждое дерево по свойству его в сельском хозяйстве принесть может, касательно или плода его, или смолы, или коры». Далее преподавались правила лесопользования, дабы «не вдруг леса опустошились», рекомендации о том, как охранить лес от скота и от пожара, «как подчищать старые дерева для лучшего их роста, и как обходиться с молодыми от семян и от старых пней выходящими отрослями», рассказывалось о том, как леса размножать и как за ними ухаживать, давались наставления о правильной рубке и заготовке древесины. Предполагалось, что лучшие ученики смогут быть употребляемы в лесные надсмотрщики и форштмей- стеры (лесничие) над казёнными лесами.
И, наконец, скотоводство, которое, как мы увидим, несколько выходит за рамки его современного понимания. Помимо отраслей, ныне относимых к пищевой промышленности, к нему присоединялись птицеводство и пчеловодство.

Расположение строений по части скотоводства: А- конюшня; В, С - крестьянский и дворянский скотные дворы; D - молочня; E - больница для скота; F - птичня; G - кузница; H - пруд; I - плотина
Предметом преподавания должно было определяться:
«1. сколько по количеству и качеству земли в каждом месте содержать должно различного домашнего скота, дабы между земледелием и скотоводством была повсюду надлежащая соразмерность;
2. какие роды скота, в каком месте более приносить могут выгоды;
3. как содержать оные и как расплодить и усовершать их породу;
какой корм и в какое время каждому роду более приличествует, особливо зимою, от чего много зависит получаемая в сельском хозяйстве от рогатого скота польза;
4. как предохранить скот от болезней, как узнавать хворый, и какими простыми средствами его лечить;

План и фасад скотных дворов, дворянского (A) и крестьянского (B), молочни (C) и конюшни (D)
6. каким образом откармливать на убой старую и молодую скотину;
7. как делать наилучшим образом масло и разного роду сыр;
8. как приготовлять вообще по-надлежащему и все прочие от скотоводства получаемые произведения, как то: мясо, сало, кожи, шерсть, щетину и проч. на продажу и для сельского домашнего употребления, а особливо как солить и коптить разные мяса, как разбирать по сортам шерсть при стрижении овец, дабы отделить хорошую от дурной, и в чем состоит различная доброта ее».
И в завершение программа наставлений в сельской архитектуре. Её цель — «показать на опыте порядочное и выгодное расположение всех деревенских строений, как-то: жилья, сараев, хлевов, конюшен, амбаров, житниц, овинов и прочего, и как строения сии могут созидаться прочно и с должным сбережением потребных к тому припасов...». Однако и здесь скрывалась изюминка:
«Кроме деревенского строения, яко обыкновеннейшего в России, учинены будут различные опыты для показания, как строить и из земли и глины не только скотные сараи, но и дома крестьянские; дабы сей образ строения введен был в употребление не только в тех губерниях, где недостает камня и лесу, но и там, где лес находится для нужного его сбережения».
Итак — землебитное строение. Новшество, пропагандируемое архитектором Николаем Львовым, как предполагается в некоторых современных исследованиях, с подачи Адама Менеласа, прибывшего из Шотландии, где оно существовало издавна. Адам Адамович сотрудничал со Львовым с 1785 года, и теперь едва ли возможно разделить степень их участия во многих совместных работах. Идут споры и об авторстве сооружений Школы практического земледелия. В 1797 году в Никольском, имении Львова, по указу Павла Петровича было основано «Училище землебитного строения» для обучения крестьян постройке «здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ». Каждой губернии было предписано посылать в училище ежегодно двух учеников из казённых крестьян. Расходы по обучению должен был нести сам его основатель и руководитель, а на покрытие их ему был отдан в собственность участок земли в Москве, вблизи Симонова монастыря, «под названием Тюхоль- ских казенных покосов с лесными и пахотными угодьями и водами» (сейчас на этом месте стоит автозавод имени Лихачева). Именно здесь ученики Львова в качестве зачётной работы строили землебитные строения, после чего получали аттестат об окончании училища. Эти двухэтажные дома простояли до 30-х годов XX столетия и были снесены ещё крепкими, когда начали строить автозавод...
Львов не забывал, сколько дорогого леса тратится на восстановление изб, уничтожаемых частыми пожарами. Отсюда мысль, поглотившая его на долгие годы, об использовании в строительстве негорючего и дешёвого материала — земли, которая всегда под рукой. Да и в самой России в южных губерниях издавна строили глинобитные и саманные дома. Пропагандируемый Львовым способ строительства состоял в том,

План и фасад больницы для скота (A), кузницы (B) и птични (C)
что землю засыпали в промежуток между деревянными щитами и плотно утрамбовывали, поливая каждый 5—6-сантиметровый слой известковым раствором. Чтобы земляную стену не размывали дожди, её затирали с поверхности водой со скипидаром и потом штукатурили известью на скипидарной воде, а для изоляции от почвенных вод под домом устраивали каменный фундамент с сухим подвалом.
Первым крупным землебитным сооружением, возведённым по проекту и под руководством Н. Львова, был Приорат в Гатчине. Подготовительные работы начались осенью 1797 года. Земляные стены дворца и дворцовых построек построили за три месяца летом следующего года. Стоимость стен составила 2000 рублей, в то время как стоимость аналогичных каменных была бы 25000 рублей. Практически одновременно с Приоратом в Школе земледелия тем же экспериментальным методом были сооружены конюшни.
Помимо землебитного способа строения, в училище должны были преподаваться теоретические и практические наставления по строительству дорог, каналов и мостов «и как содержать вообще повсюду дороги в такой исправности, чтоб во всякое время года был удобной проезд по оным». Отдельно должны были учить строительству ветряных и водяных мельниц, а также строительству шлюзов и плотин.
И конечно, не были забыты орудия, полезные для крестьянина. В программу входило:
«...Сооружение разных для сельского хозяйства полезных машин, кои не требуют большого знания и иждивения, а облегчают труд человеческой...; да сверх того покажется на практике, как делаются и вообще все земледельческая орудия и всякая для крестьянина потребная сбруя, и как усовершать ныне в России уже употребительные, дабы они более соответствовали цели той, на которую изобретены, в сокращении при работах времени и в уменьшении трудов человеческих и животных. Равномерно сие механическое учение простираться будет и на показание на практике употребления разных лучших машин для всякого рода пряжи, и удобнейших станов для тканья холста, полотен, домашнего сукна и проч.».
Таким образом, школа под Царским Селом должна была совмещать с учебными научно-исследовательские, проектные и технологические функции, равно как служить своеобразным полигоном для проверки на практике научных теорий и разработок, в том числе «импортируемых технологий». Что же касается учебной программы, то, как мы увидим, в этом мини-конгломерате сочетались черты современных учебных заведений разного уровня — от колледжа до университета.
В первоначальном штате школы состояло 14 человек, при этом А. А. Самборский руководил ею нештатно и без оклада. На оплату выделялось 11 тысяч рублей в год с условием определять жалованье согласно «искусству и знанию». В школе предполагалось четыре наставника: в хлебопашестве (с одним помощником), в садоводстве и лесоводстве (соответственно с двумя помощниками), в скотоводстве (с одним помощником, но сам наставник должен был быть женатым, «дабы жена его, занимая место скотницы и упражняясь в птицеводстве и прочих частях домашнего хозяйства, також в разных женских рукоделиях, могла давать в том наставления воспитанницам сиропитательных домов и другим ученицам, кои в учреждаемую школу будут принимаемы») и в сельской архитектуре и механике (сначала эту должность занимал А. А. Менелас, долженствующий развивать землебитное направление), при последнем столяр, слесарь и кузнец. Состоял в штате «земской, который отправлять имеет должность казначея и журналиста», лекарь (скорее всего сразу Вильгельм Иванович Ритмейстер из павловского госпиталя, работавший в школе по совместительству), которому полагалось также знать ботанику и давать наставления о пользе и разведении простых растений, а также переводчик, знающий немецкий и английский языки.
Под началом у этих наставников находилось 53 учащихся: 8 студентов императорского Московского университета, 10 питомцев воспитательных домов, 10 воспитанниц тех же домов, 5 семинаристов и 20 казённых крестьян из разных губерний. Предполагалось, что к ним за отдельную плату будут присоединяться помещичьи крестьяне и все желающие.
Учебный график выстраивался в соответствии с практическими работами по временам года и суток, «как естественный порядок каждой части и надобность в работах того востребует». Причем каждый учащийся из крестьян должен был производить работы своими руками, но под управлением наставников. Студенты и питомцы воспитательных домов не должны были исполнять работы в полном объёме. Им достаточно было ознакомиться с приёмами использования земледельческих орудий, чтобы уметь показать их другим на деле.
Практикой занимались, конечно, летом, а все те, кто знал грамоту, должны были читать книги о земледелии и сельском хозяйстве, в том числе на немецком и английском языках. Новейшими и полезнейшими на тот момент считались сочинения Христиана Фридриха Гермерсгаузена, проповедника Шлалахского и члена Экономического Лейпцигского общества (на русский язык было переведено «Хозяин и хозяйка, или Должности господина и госпожи во всех видах и всех частях, до домоводства относящихся», напечатанное в 1789 году в Москве в Университетской типографии Н. Новиковым); экономиста И. Ф. фон Пфейфера; агронома Иоганна Христиана Шубарта, выступавшего также под псевдонимом Эдлера фон Клефельда и проводившего опыты по рациональному полевому хозяйству (Шубарт перенёс свекловицу и картофель на паровое поле, культивировал люцерну и спаржу, делал опыты с клевером и т. д.); Леонгарда; Шпренгера; Шулера; лесовода Фридриха Августа Людвига фон Бургсдорфа; Мейера; Иоанна Бекмана (работавшего над тем, чтобы применить естественные науки к сельскому хозяйству, что позволило придать агрономии научный характер); Рейхарда; Лидерса и Беккера.
Предполагалось, что сочинения этих и других авторов будут переводиться учениками и издаваться в России. Знающие только русский язык должны были изучать отечественные издания: перевод трудов Артура Юнга, «Новое земледелие» Рознотовского (1794—1800), основанное на правилах Иоанна Шуберта, журнал «Экономический магазин», А. Т. Болотова, издававшийся в типографии того же Н. И. Новикова, сочинения Санкт-Петербургского Вольного Экономического общества и другие.
Неграмотным предстояло упражняться зимой преимущественно н сельской механике, обучаясь изготавливать потребные в сельском хозяйстве орудия и машины, а ученицам — различным домашним работам и женским упражнениям: прясть, шить, мыть, стряпать и прочему.
По окончании обучения показавшим успехи студентам присваивались чины тринадцатого класса; воспитанникам сиротских домов, семинаристам и другим ученикам, знающим чтение и письмо, раздавались в награду книги о сельском хозяйстве с надписью, что даны за прилежание; а не умеющим грамоты и крестьянам «земледельческие и садовые орудия лучшей работы, с приложением казенного штемпеля».
Оговаривалось, что вначале время пребывания в школе должно было быть достаточным для постижения познаний и зависеть от способностей и склонностей каждого, а когда школа устроится, то предполагался цикл обучения в три года. По мере выпуска обучавшихся набирались новые питомцы и воспитанницы.
Так начиналось грандиозное мероприятие по преобразованию российского сельского хозяйства, однако планы Самборского были нарушены уже следующим летом.
Как мы знаем, он продолжал оставаться софийским протоиереем и законоучителем великих княжон, дочерей Павла I. В 1799 для укрепления союза между Россией и Австрией венский двор предложил великой княжне руку эрцгерцога Иосифа, палатина венгерского. 20 февраля 1799 года в Санкт-Петербурге состоялось обручение эрцгерцога с Александрой Павловной, а 19 октября того же года— венчание в Гатчине. В ноябре Александра Павловна выехала с мужем в Австрию. Не сменившая веру при выходе замуж, она умолила Самборского поехать с ней на чужбину в качестве личного духовника...
И Андрей Афанасьевич вынужден подбирать себе замену на школьном поприще. 11 августа директором Школы земледелия назначается камергер Модест Петрович Бакунин, служащий в Департаменте уделов, к ведомству которого 10 октября того же года было переведено и само заведение.
В пользу Бакунина говорило и то, что он был молод: в 1799 году ему исполнилось только 34 года, и то, что он был сыном Петра Васильевича Бакунина-меньшого, ближайшего сотрудника Никиты Ивановича Панина. Модест Петрович получил прекрасное по тому времени воспитание и посвятил себя главным образом сельскому хозяйству, а также метеорологии и ботанике. В 1800 году, уже будучи на посту директора школы, он выпускает «Правила, руководствующие к новому разделу и обрабатыванию полей; с показанием нужных сельских заведений», с планами и чертежами. (СПб., 1800, 2 тт.). В этом сочинении рассматриваются разные системы полеводства. Кроме того, в 1801—1803 годах была издана книга Ф. A. JI. фон Бургсдорфа «Руководство к надежному воспитанию и насаждению иностранных и домашних дерев, которые в Германии, равномерно в средней и южной части России на свободе произрастать могут», переведено с немецкого под руководством М. Бакунина и издано с рисунками в двух частях в С.-Петербурге.
Бакунин развернул энергичную деятельность, и уже 25 июля 1800 года Высочайшим указом было повелено ввести в употребление у крестьян удельного ведомства правила сельского хлебопашества и хозяйства, преподаваемые в практической школе земледелия. Новые предложения, внесённые в Департамент уделов, были обсуждены и доложены Павлу Петровичу 20 февраля 1801 года, менее чем за три недели до убийства императора.
Главнейшая цель школы оставалась прежней — образование наставников, которые должны были ввести постепенно по всей России изученные ими правила сельского хозяйства, причём по-прежнему особо подчёркивалось, что «для сего непременно нужно знать... образ жизни хлебопашцев наших и разность климатов, что не может быть знакомо чужеземцам, а потому все наставники должны были быть россияне». Также вводилось в обычай, чтобы обучаемые студенты и семинаристы становились со временем помощниками наставников, а потом занимали бы места наставников. При этом наставникам должен был присваиваться 9-й класс, а помощникам — 12 класс в соответствии с табелью о рангах.
Из предложений следовало, что расчёт на частное поступление не оправдался, соответственно увеличивался набор учеников из удельных крестьян, взятых из губерний, где имеется недостаток земли. Оговаривалось, что если школа вследствие увеличения своих доходов сможет содержать большее количество питомцев, то число удельных в ней должно быть увеличено. Помещичьих крестьян стали брать в обучение безденежно. Школа должна была снабжать выпускников семенами и орудиями, а департамент уделов обязывался обеспечить им землю для пятипольного хозяйствования. Так мы узнаём, что в результате трёхлетних опытов школа остановилась на пятиполье.
В соответствии с планами Менеласа и Львова продолжалось строительство школы, кроме того, Бакунин просил выкупить и пожаловать для неё дом Самборского для размещения начальника школы и чиновников при нём.
Кроме естественного развития самой школы, был сделан следующий шаг по распространению сельскохозяйственных знаний. Для введения в употребление в удельных деревнях новых правил земледелия предполагалось заводить в них небольшие запашки мерою до 80 десятин. Землю при этом делили на две равные части, на одной нужно было вести хозяйство как прежде, на другой — учредить пятиполье. Тем самым доказывалась выгода новых методов. Первое усадьбище учреждалось в Смоленской губернии. Для каждого удельного усадьбища предоставляли 12 рабочих мужиков с их домашними орудиями и лошадьми и 12 рабочих баб. Предполагалось, что через три года по совершенному устроению хозяйства и заведению всего необходимого усадьбища должны были содержать себя сами, не требуя никаких сумм от школ, а сверх того снабжать поселян семенами, орудиями и возвращать впоследствии употреблённые на них издержки.
В тот же день 20 февраля 1801 года были утверждены новые штаты. Директор по-прежнему не получал жалованья, только по должности в Департаменте уделов. Число сотрудников выросло с 14 до 26, не считая 5 человек (наставник, староста, плотник, пастух, скотница) на вновь учреждённом удельном усадьбище. Прибавился помощник у наставника в хлебопашестве, при наставнике в скотоводстве их стало три, появились помощники у наставника в сельской архитектуре и механике, цирюльник, пчеловод, огородник и конюх. Помимо штатных работников, при школе «навсегда» водворялись четыре семьи удельных крестьян.
Выросло и число обучающихся. Студентов уже не 5, а 8, удельных крестьян — 40 (ровно в два раза больше).
Однако перспективные начинания, на которых должна была быть построена сельская модернизация России, были удушены в колыбели. Быстрые реформы оказались неприемлемы для многих, и 11 марта 1801 года в Михайловском замке был убит император Павел. А вместе с этим бесчеловечным актом был подписан отсроченный смертный приговор всем его начинаниям.
Кончину школы ускорило то, что в конце 1802 года в возрасте 37 лет уходит из жизни Модест Петрович Бакунин. Последним директором назначается судя по всему заслуженный екатерининский чиновник надворный советник Брандорф, для которого эта служба стала завершением карьеры.
«Во время управления сею школою бывшим директором Бакуниным донесено от его было департаменту, что школа обзавелась всеми для нее нужными пособиями, как то: орудиями, мелким и рогатым скотом, птицами и семенами, сверх того еще доставила следующие пользы:
1) удачное заведение травосеяния;
2) показала средство, как с одной десятины можно получать годового доходу более 300 рублей;
3) взрастила в совершенстве англинскую репу ("турнепс.— С. В.);
4) доказала, как выгодно сеять около Петербурга гречу и полбу;
5) завела фуры для возки 50 кулей овса тремя парами волов;
6) ввела разные земледельческие орудия;
7) усовершила приготовление масла коровьего;
8) засеяла 140 иностранных дерев и кустов;
9) перевела по высочайшему повелению сочинения Бургсдорфа и Цюгамеля о лесах;
10) доставила Адмиралтейств-коллегии двух искусных форстмей- стеров;
11) отправила наставника хлебопашества в Смоленскую губернию для заведения примерного усадьбища;
12) выучила 20 удельных крестьян употреблению плуга и катка;
13) показала способ разведения полезных родов дерев;
14) отправила в российские губернии трех наставничьих помощников, первых двух для сельских хозяйственных замечаний, а последнего для усовершенствования знаний его по лесной части;
15) сверх того школа занимала своих учеников межеванием, архитектурою и рисованием, других обучала садоводству, огородничеству и разным мастерствам, показывала им на практике осушать болотные места и проводить поземельные рвы, каковым средством осушено при школе до 20 десятин земли».
Эти сведения, взятые, видимо, из отчёта Бакунина за 1802 год, звучат как реквием грандиозным начинаниям.
Со Смоленским усадьбищем дело заладилось не сразу. Работы на нём начались в 1802 году. Местная удельная экспедиция выделила крестьян «16 мужеска и 13 женского пола душ», но запретила использовать лошадей. Пока шла переписка с Петербургом, расчищали местность, а когда разрешение пришло, время основного посева было упущено. При новом императоре вернулась обычная российская неразбериха.
В этих условиях деятельность школы уже никого не интересовала. 27 октября 1803 года Александр I утвердил доклад министра уделов Дмитрия Трощинского, где рекомендовалось заведение закрыть. Поражает цинизм и дремучее невежество составителей этого документа, попытка представить всё во благо государства и его граждан.
Во-первых, подробно перечисляются расходы за 5 лет: на устроение и на зарплату по штатам чуть больше 200 тысяч рублей. Около половины из этой суммы — оклады служащим и «стипендии». Остальное ушло на строительство и приобретение оборудования. Не так уж много (ля государства — содержать от 15 до 25 человек, сейчас это состав кафедры в учебном заведении. При этом очень много было сделано руками наставников и воспитанников. Так вот, Трощинский утверждал, что зa пять лет школа не принесла государству практически никакого дохода! И это при том, что первое из удельных усадьбищ, из тех, что должны были по плану самоокупаться через три года, просуществовало фактически один год (первый, как мы помним, был потерян). Если руководстводствоваться этой логикой сегодня, государство должно немедленно закрыть большинство научных и учебных заведений, включая все средние школы, а также Московский и Петербургский университеты.
Во-вторых, для успокоения совести Александра, дело его отца было представлено как тягота для крестьян:
«Из дел и сведений, поступающих в департамент, видно, что крестьяне, назначаемые в школу, выбираются тем же порядком, как и рекруты. Все селение почитает их мертвыми или безвозвратно для них потерянными. Их так же оплакивают, так же провожают, как и рекрут. Поборы для высылки оных в школу обращаются крестьянам в крайнее отягощение: молодые поселяне, отторгнутые от дома родительского, от собственного попелища, от жен своих и детей, едут в школу с твердым намерением забыть немедленно по возвращении в домы свои выученные ими в оной правила, с тем чтобы истребить память долговременной их разлуки. Жены же иных учеников, почитая их умершими, между тем выходят за других замуж; а домы их продаются, как выморочные».
Интересная позиция у министра — попутно охаивается государственная политика в области армейского призыва. Сейчас чиновник, осмелившийся на подобные высказывания, был бы немедленно уволен. Но для Александра — это повод вздохнуть и... утвердить!..
И наконец, последний довод — самый, пожалуй, существенный:
«Другие, напротив того, по возвращении своем из школы требуют от сельских начальств такой пропорции земли, каковою без крайнего разорения прочих поселян, по малому оной иногда количеству в удельных селениях, удовлетворить невозможно, и поставляя себя достойными начальствовать, просят работников, скота, орудий и денег на обзаведение».
Ну, что тут сказать: логично. Но ведь первоначально школа и предназначалась для освоения новых земель и даже была приписана к экспедиции, в полномочия которой входило опекунство иностранных колонистов и переселяемых на новые земли удельных крестьян. Обо всём этом давно забыто. Новое правительство предпочитает «не париться» с освоением земли русской. А ведь получилось — вышла бы своеобразная «столыпинская» реформа только на век раньше! На разгрузившихся землях, в свою очередь, легче было провести перераспределение участков под рациональное хозяйство, ликвидировать пресловутую чересполосицу. И Павел Петрович, и Самборский, и, видимо, Бакунин надеялись осуществить нечто подобное. А освободившиеся рабочие руки — в лёгкую и пищевую промышленность (по тогдашнему — в мануфактуру), в строительство, в том числе дорог, в лесоводство, мелиорацию. И всему этому — тоже учили в школе!
Справедливости ради стоит отметить, что Александр в конечном итоге учредил... ферму, где, по уверениям Трощинского, планировалось примерно то же самое. Одновременно (в 1803 году) в Царском Селе открылось Практическое лесное училище (впоследствии переведено в Петербург и выросло в современную Лесотехническую академию) — эту отрасль отстоял Таблиц. Училище стало первым в мире высшим лесным учебным заведением. Однако практические занятия его проводились уже не в Царском Селе, а на Лисинской казённой лесной даче.
В целом же сворачивание начинаний «безумного» Павла продолжалось. В 1804 году после смерти Н. Львова упразднили школу землебитного строения в Никольском. В тот же год через Черногорию, Грецию и Крым вернулся в Россию и Самборский. В благодарность за труды неутешный вдовец Иосиф Габсбургский, равно как и брат усопшей император Александр Павлович назначили протоиерею пожизненную пенсию (2000 рублей от палатина венгерского и 7600 — из Кабинета русского государя). К делам его, однако, не вернули.
Отец Андрей тяготился бездействием. Хотел остаться в Крыму, миссионером среди татар, но разрешение получено не было, и пришлось жить в своих деревнях в Херсонской губернии, пожалованных императором Павлом. Здесь Самборский отдался сельскохозяйственным и филантропическим занятиям, распространяя между своими крестьянами рациональные понятия о земледелии, вводя в употребление усовершенствованные земледельческие орудия, выписанные из Англии, развёл испанскую породу овец, устроил шелковичную плантацию, богадельню для престарелых, дом для вдов и сирот, больницу с аптекой при ней, училище для детей своих крестьян, правильное привитие оспы, устроил водолечение...
По-прежнему продолжал проситься в Крым: «Сию опустошенную страну сам Бог предназначил для того, чтобы священнослужением в ней я запечатлел остаток дней моих»,— писал он Государю снова в 1805 году, отказываясь при этом от жалованья за этот труд.
Александр в ответ успокаивал бывшего наставника, продолжал осыпать его наградами и предлагал переселиться в Санкт-Петербург, выделив обширное помещение в Михайловском замке, где Андрею Афанасьевичу дозволено было также устроить для себя церковь из подвижной церкви, в которой он священнодействовал в Вене, с иконами, принадлежавшими лично великой княгине Александре Павловне, и с убранством «из её царственных одежд», купленных Самборским после её кончины «на публичной продаже».
Однако Самборский приезжал в Петербург редко, а окончательно возвратился только в 1812 году, после смерти своей младшей дочери Софии, супруги В. Ф. Малиновского, директора Царскосельского лицея. К этому времени вернулась в семейство и Белозерка: летом 1811 года, вступая в должность директора Лицея, Владимир Фёдорович стал просить её у казны хотя бы для прогулок и для упражнений в садоводстве своих подопечных. Пожить в родном доме мечтала его супруга... Узнав об этом, его бездетный брат Павел Фёдорович выкупил усадьбу и предоставил её родственникам.
Последние два года жизни Андрей Афанасьевич тяжело болел, а лето проводил на даче Н. И. Салтыкова, к тому времени объединённой с Александровой дачей, поля которой он когда-то распахивал. Умер он в 1815 году.
Согласно предсмертной просьбе, его двум дочерям и внукам была оставлена пенсия из Кабинета Его Величества и, кроме того, для них сохранялась квартира в Михайловском замке. Кроме того, семейству Самборского был прощён долг (36 000 рублей), «нажитый не роскошью и мирскою суетностию, но приобретением общего блага».
Осталось сказать, что погубленная на время идея не могла заглохнуть окончательно. Именно в Пушкине, бывшем Царском Селе, в настоящее время работает Санкт-Петербургский Аграрный Университет — старейший и один из крупнейших аграрных вузов в России, по сути прямой преемник начинаний А. А. Самборского. И все идеи учёных просвещённого века востребованы и претворяются в жизнь.
А на огромной территории бывшей школы сегодня расположены Всероссийский НИИ генетики и разведения сельскохозяйственных животных и Научно-исследовательский институт механизации и электри
фикации сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, а также Пушкинские лаборатории ВИР, где в 1920-е—1930-е годы работал Н. И. Вавилов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А. Веселова. Вопросы «земледелия и домостроительства» в деятельности Императорского Вольного экономического общества //' Отечественные записки,—2004,—№ 1 (15).
2. Е. Гусарова. История дачи Малиновского // Вперед (Царскосельская газета).—1991.—№ 151, 152, 154, 155, 156.
3. С. О. Кузнецов. Адам Менелас на российской земле: возможные пути интерпретации творчества архитектора императора Николая I // Философский век: Альманах. Вып. 6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение. / Отв. редакторы М. Ф. Хартанович, М. И. Микешин.— СПб., 1998.
4. Камер-фурьерские церемониальные журналы за 1780—1797 годы.
5. А. Озеров. Положение практической школы земледелия и сельского хозяйства. |А. А. Менелас|. Планы, служащие к объяснению положения практической школы земледелия и сельского хозяйства.— СПб., 1798.
6. Полное собрание законов Российской империи. Т. 24—28, 44: № 17.865 — от 4 марта 1797 года —указ «О учреждении при Сенате особой Экспедиции Государственного Хозяйства, Опекунства иностранных и Сельского Домоводства»; № 17.866 — от 4 марта 1797 года — Высочайше утвержденная записка генерал-прокурора «О обязанностях Экспедиции Государственного Хозяйства, Опекунства иностранных и Сельского Домоводства». С приложением штата оной; № 17.946 — от 30 апреля 1797 года —указ «Об учреждении Школы Практического земледелия»; № 18.390 — от 20 февраля 1798 года—Высочайше утвержденный доклад Экспедиции Государственного Хозяйства, Опекунства иностранных и Сельского Домоводства об утверждении положения, планов и штатов вновь учрежденной практической школы земледелия; № 19.760 — от 20 февраля 1801 года — Высочайше утвержденный доклад Департамента Уделов «О введении в употребление в селениях Удельного ведомства правил сельского хлебопашества и хозяйства в практической школе земледелия преподаваемых; № 21.016 — от 27 октября 1803 года — Высочайше утвержденный доклад Министра Уделов «Об уничтожении Практической Земледельческой школы»; № 21.362 — от 24 июня 1804 года — «О упразднении Училища земляного битого строения».
7. Г. В. Семенова. Отдельный парк / Памятники истории и культуры Петербурга. Исследования и материалы. Выпуск 8.— СПб.: Белое и черное, 2005.— С. 92—117.
8. Г. Семенова. Царское Село знакомое и незнакомое.— М.—СПб.: Центр- полиграф, МиМ-Дельта, 2009.
9. Сеятели и хранители: Очерки об известных агрономах, почвоведах, селекционерах, генетиках, экономистах-аграрниках; отрывки из документов, научных статей, воспоминаний. Книга !.— М.: Современник, 1992.
- Выжевский Сергей Викторович. Родился в 1966 году. Поэт, переводчик, публицист. Автор книги стихов «Тесные времена» (2002), составитель поэтической антологии «Цветослов утешной столицы» (1998). Работает в Музее истории города Павловска. Живёт в городе Пушкине.
- В 1788—1796 годах с подачи Г. А. Потёмкина вице-губернатор Таврической области (Крыма). Вместе с членством в Экспедиции государственного хозяйства работал во вновь созданном Департаменте уделов, с 1802 года — главный директор государственных лесов в лесном департаменте при Министерстве финансов, одновременно с 1803 года — управляющий Экспедицией государственного хозяйства, к которой при Александре I была присоединена Мануфактур-коллегия.
- Скорее всего, это назначение состоялось в 1783—1784 годах, после возвращения великокняжеской четы из заграничного путешествия.
- Можно указать на тот период приблизительный уровень «дворянского» благосостояния: на одного помещика приходилось в среднем 100—150 крепостных, что составляло 400—500 рублей годового оброка. Столько же получали чиновники 8 класса и штаб-офицеры. Кстати сказать, ежегодный оклад в тысячу рублей был положен Самборскому за должность законоучителя.
- Впервые в России заведение с таким названием появилось в 1790 году в Николаеве и было связано с мероприятиями Г. А. Потёмкина по освоению южных земель России. Устраивал её М. Е. Ливанов, хорошо знакомый с А. А Самборским и имевший с ним многолетнюю переписку, курировал М. И Афонин, преподавали бывшие крепостные Потёмкина, прошедшие выучку в Англии. Опыт данного предприятия, безусловно, был использован при учреждении Школы практического земледелия под Петербургом. По некоторым утверждениям, заведение в Николаеве просуществовало до 1797 года.
- Каждый из наставников должен был отмечать ежедневно "о всем том, что по вверенной ему части будет произведено в действо", эти записи в дальнейшем сводились в общий журнал и по окончании каждого года краткие выписки из журнала должны были публиковаться "для всенародного сведения; дабы учиненные в течение года опыты, и все в школе с успехом произведенное для местного соображения и подражания тому, что найдется известным, общеполезным во всем Государстве сделалось». Земский обязан был также «иметь смотрение за всеми производимыми работами, и строгое наблюдение над поведением всех в школе обучающихся и приучать их к благонравию, опрятности и порядочной жизни».
- С 1799 года преподавателем сельской архитектуры стал М. Амвросимов, впоследствии губернский архитектор Полтавы.
- Судя по всему, именно в 1801 году белозерский дом был выкуплен у протоиерея, лишившегося одновременно и своей подопечной: 4 марта, за неделю до убийства отца, Александра Павловна скончалась от родовой горячки. Однако священник на несколько лет задержался в Венгрии, чтобы выстроить на её могиле православный храм.
- Активного участника переворота против Павла I, заранее составившего манифест о восшествии Александра на престол.
- Как это похоже на то, что Александр готовил своему убитому отцу, соглашаясь на государственный переворот: жить в Михайловском замке, окружённым любимыми слугами и предметами.
- В. Ф. Малиновский сам был сыном священника, окончил Московский университет, в 1791 году женился на Софье Андреевне Самборской.
- Ему же и пришлось воспитывать шестерых осиротевших племянников и племянниц: Владимир Федорович ушёл из жизни в марте 1814 года. Вместе с Павлом Фёдоровичем на даче в Белозерке поселилась и тётка сирот Анна Андреевна Самборская.