Стратегического маркетинга и территориально-отраслевого развития

Развитие  рыночной экономики, необходимость реформирования аграрных отраслей потребовали организации притока высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать в сфере сбыта, товародвижения, регулирования конкурентной среды, рекламы. В связи с этим с 1992 года в российских вузах начинается преподавание маркетинговых дисциплин, формируются соответствующие кафедры, постепенно создается учебно-методическая  база подготовки специалистов данного профиля.
Понимая важность кадрового обеспечения аграрных реформ, в СПбГАУ на экономическом факультете в 1997 году была организована кафедра маркетинга в АПК, которая уже в 2002 году подготовила первый выпуск специалистов, всего же за эти годы  было выпущено более 500 маркетологов широкого профиля. Инициатором создания новой кафедры, формирования актуального научного направления и соответствующей научной школы был доктор экономических наук, профессор Москалев М.В., возглавляющий подразделение и в настоящее время. Выпускник Ленинградского сельскохозяйственного института, он в 1973году закончил экономический факультет, в 1981году защитил кандидатскую диссертацию, в 1996 году  стал доктором экономических наук.
Являясь  выпускающей, кафедра маркетинга в АПК создала качественную методическую базу подготовки специалистов – маркетологов. Ее сотрудниками были публикованы и переизданы:  5 учебников, более 10 учебных пособий с различными грифами, методические указания  по базовым дисциплинам. Кафедра с  момента своей организации входила в состав экономического факультета, в настоящее время она  является кафедрой института управления СПбГАУ. Следует отметить, что в становлении и развитии кафедры как одной из ведущих в университете,  готовящих специалистов и кадров высшей научной квалификации значительный вклад внесли:

  • доктор экономических наук, профессор Ильин Н.П.,  специализирующийся на проблемах маркетинговых исследований и коммуникациях, сфера научных интересов -  проблемы стратегического развития АПК;
  • кандидат экономических наук, доцент  Шлыгин С.П.- ведущий специалист по международному маркетингу, коммерции, внешнеэкономической деятельности, активно внедряющий рейтинговую форму обучения;
  • кандидат экономических наук, доцент Рубан Я.П. – преподающий такие дисциплины как: «Ценообразование», «Логистика», «Развитие аграрных рынков»,   консультирующий студентов и аспирантов по проблемам применения математических методов в ходе практической маркетинговой деятельности;
  • кандидат  экономических наук, доцент Виноградова Т.Г., специализирующаяся в преподавании  дисциплин: «Управление маркетингом», «Маркетинг услуг», «Основы маркетинга», помогающая студентам осваивать методики маркетингового планирования.

В  успешной работе кафедры также отмечается вклад и молодых преподавателей: кандидата экономических наук Аверьяновой В.Ф., кандидата экономических наук Валиахметова С.Н., кандидата экономических наук Москалева С.М., кандидата экономических наук Магомедмирзоевой  Д.Я.,старших преподавателей Семилетовой Я.И. и Буриченко Л.Б., ст. лаборанта Чистопашиной Ю.В.
С момента организации кафедры, ее  коллектив активно включился в научную деятельность, проводя исследования, организуя научно-исследовательскую работу  студентов и аспирантскую подготовку, чему способствовала и  успешно функционирующая в составе подразделения учебно - научная маркетинговая лаборатория.
В 1998-2001гг. и  2002-2004гг. кафедра была участником   масштабных внедренческих проектов ТАСИС (Развитие аграрных реформ через образование и Формирование системы консультационной службы в АПК) Профессор Москалев М.В. являлся координатором проектов по Северо-Западному ФО. В 2012-2015гг. кафедра принимала активное участие в реализации договора со Словацким государственным аграрным университетом (г.Нитра) по программе подготовки магистров, специализирующихся на маркетинге.
Систематическое и комплексное изучение проблем формирования и регулирования  агропродовольственных рынков, агромаркетинга, влияния социально-экономических факторов на стратегическое развитие аграрного производства и создание систем продовольственной безопасности,   позволили коллективу разработать новое научное направление и сформировать научную школу,  руководителями которой являются: профессора Москалев М.В., Ильин Н.П., доцент Виноградова Т.Г.
С 1997 года профессором Москалевым М.В. было подготовлено 35 кандидатов экономических наук, под его научным руководством успешно защищены 4 докторских диссертации. Под научным руководством профессора  Ильина Н.П. молодыми учеными за последние годы были  защищены  6  кандидатских диссертаций, подготовлена и защищена  докторская диссертация. Активно участвуя в научных исследованиях, доцент Виноградова Т.Г.  подготовила 3 кандидата экономических наук.
В период 2000-2010гг.  5  сотрудников кафедры защитили кандидатские диссертации, Н.П. Ильин стал доктором экономических наук.
За 1997-2017гг. преподавателями и аспирантами  кафедры подготовлено и опубликовано   34 монографии,  более  300 научных статей в различных журналах и сборниках. За творческий подход и успехи в научно-педагогической деятельности сотрудники кафедры неоднократно награждались дипломами, почетными грамотами и благодарностями различного уровня.
В 2017 году название  кафедры  «Маркетинга в АПК»  переименовано в « Стратегического маркетинга и территориально-отраслевого развития».

Образовательные программы: 38.03.02 «Менеджмент», 38.04.02 «Менеджмент» МП: Менеджмент и маркетинг в механизме развития отраслевых и муниципальных формирований, 38.03.06 «Торговое дело»

Стратегические ориентиры развития кафедры

  • Повышение требований к преподавателям в части организации и дисциплины проведения аудиторных занятий.
  • Оказание помощи преподавателям в разработке электронных обучающих программ, электронных деловых игр, и электронных задач.
  • Введение и развитие дифференцированного подхода к обучению.
  • Проведение включенных лекций специалистов-практиков, реализация программы проведения мастер-классов и специальных семинаров для студентов.
  • Поиск компаний и фирм для разработки актуальных студенческих проектов в рамках учебных дисциплин или дипломного проектирования.
  • Дальнейшее развитие олимпиадного движения, активных форм обучения, СНО.
  • Углублённое изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ.
  • Оборудование аудиторий кафедры и лаборатории необходимым современным оборудованием и программным обеспечением.
  • Реализация программы подготовки учебников и учебных пособий по основным приоритетным направлениям деятельности кафедры.
  • Развитие методики проверки знаний студентов с помощью систем компьютерного тестирования
  • Совершенствование системы организации всех видов студенческой практики.